Вернуться назад
«Нужно знать, почему ты выходишь на сцену»

Constantine, новый герой передовой украинской поп-сцены — о том, как научиться петь, не бояться сцены и понимать тренды.

Можно ли научиться петь?

Даже не имея большого голоса или какого-то уникального тембра, можно научиться петь. Пусть не в большом диапазоне, но качественно.

Для этого нужно, во-первых, хорошо работать. Во-вторых, нужно иметь вокальное мышление. Но самое главное, это слух. Его, в принципе, можно развить. Но... бывают такие случаи, что ничего развить нельзя (смеется).

Есть примеры очень популярных артистов, у которых не было выдающихся вокальных данных. Это Дженнифер Лопес. Это Джанет Джексон. У нее совсем небольшой голос, но при этом она была одной из самых успешных певиц 90-х наряду с Мэрайей Кэри. Только представьте разницу: Мэрайя, сильнейший вокал, свистковый регистр, который не у всех есть — это способность брать очень-очень высокие ноты, как свист практически. А у Джанет наоборот — небольшой голос, но зато стиль и хореография.

Как именно учат певцов?

Существуют разные школы. Очень известна школа Сета Риггса, американского педагога, через которого прошли все западные артисты. Его книга «Петь как звезда» вышла на русском языке еще в 80-х. В ней есть полное описание всех упражнений, а также аудиоуроки, где лучшие ученики Риггза показывают примеры на распевках. Причем там есть и оперные, и эстрадные вокалисты, и отдельно есть распевка пианино. Слушатель сначала читает описание упражнений в учебнике, как правильно их выполнять, какие ощущения он должен испытывать. Потом он слушает примеры исполнения этого упражнения мужчинами и женщинами. Дальше идет просто пианино — и человек может распеться сам. Это очень классная и очень доступная школа.

Моя методика ближе к тому, как учил меня мой педагог в институте Глиера, Татьяна Николаевна Русова. Я даю определенные распевки, объясняю, показываю и рассказываю, а потом мы работаем над песней

Голос — сколько это процентов успеха для певца?

Для артиста главное то, что у него лучше всего получается. Если нет больших вокальных данных, можно брать танцами или харизмой. Главное, чтобы вокал был качественным, и чтобы вкус присутствовал.

Манера исполнения тоже может сильно повлиять на судьбу песни и, в конечном счете, судьбу артиста. Все знают песню “I’ll Always Love You”, которую вообще-то пела Долли Партон, американская кантри-певица. Песня была записана в начале 70-х, она без каких-то запоминающихся вокальных приемов — песня себе и песня. Вышла Уитни Хьюстон, перепела ее так, что она стала хитом и никто эту песню так спеть не может.

Выбор репертуара

Это сложная и не быстро решаемая задача. Когда ты поешь хиты на телевизионном вокальном шоу талантов, ты понимаешь, что песня тебе нравится и у тебя есть пример исполнения. Ты спел, все довольны. Но вот дело доходит до авторской музыки. Ты сначала придумал мелодию, какие-то слова. Дальше тебе нужно самостоятельно отрежиссировать песню: где ты как споешь, где у тебя будет кульминация, где нужно спокойно спеть.

И конечно ты смотришь за реакцией людей на концертах — что им нравится? Когда ты берешь большие ноты? Или, наоборот, поешь попроще? Или делаешь мелизмы? Или когда ты танцуешь? Я выпустил первый альбом, и сейчас мы выступаем — и благодаря этому я понял свое направление, увидел свое артистическое лицо. И это интересно.

Песни я себе пишу сам. И в основном на английском — он лучше ложится на мелодии. А с русскими словами помогает Ваня Дорн. Правит их. У него как-то это получается — а у меня не очень. Некоторые песни мы даже не перевели на русский язык, а переписали на ту же тему.

Как не бояться сцены?

Первый способ — это опыт. Он лучше всего помогает избавиться от страха и волнения.

Есть у меня и маленькие ритуальчики. Я очень волновался, когда было первое выступление на «Голосе». Настраивал я себя так. Во-первых, мысленно одарил весь зал розами. Представил, что красивые розы сыпятся сверху на зрителей, и постарался ощутить любовь, радость, благодарность. Меня сразу это успокаивает.

Еще есть очень хорошие слова-ключи. Их нужно проговорить и они дадут установки подсознанию. Это слова «вместе», «получится», «обрести», «сейчас». «Вместе» — соединяется сознание и подсознание, «получится» — программирует на то, что все получится; «обрести» — ты обретешь желаемое; «сейчас» — ты находишься здесь и сейчас, концентрация сознания.

Ну и конечно же, нужно знать, почему ты выходишь на сцену. Я, например, сам себя спрашиваю — и говорю: «Я люблю петь, я хочу петь публике, я получаю от этого удовольствие, это то, что мне нравится». И это успокаивает.

Ориентироваться на тренды или делать что-то свое?

Безусловно, нужно делать свое. Например, в том, что касается вокала, нужно экспериментировать с манерой, искать свой неповторимый тембр, а не петь, как все. В музыке тоже нужна индивидуальность. Но ведь и тренды — это тоже важно. Время идет вперед, это развитие, и мы все в этом процессе взаимосвязаны. Так что их нужно понимать.

Думаю, что ориентироваться можно только на такие тренды, которые артисту нравятся. Если это делать чисто мозгами, то из этого вряд ли получится что-то хорошее. Круче всего, когда тебе удается в это общее движение вперед привнести, добавить что-то свое.

Переверните устройство