Вернуться назад
«Диджеинг — это культура и образ жизни, а не просто свести два трека»

Pahatam, участник «Дорнабанды» и преподаватель проекта MASTERSKAYA на BASEMOSCOW, диджей с почти 15-летним стажем — о том, как изменилась его профессия и хорошо ли это.

Технологии сделали диджеинг очень доступным. Хорошо это или плохо?

Стать диджеем сегодня намного проще. Тебе нужен лэптоп, куда ты поставишь программу, которая будет сводить музыку. Программ этих много — например, тот же Traktor. Они очень доступны.

Другое дело, что никакие программы все равно не сделают тебя настоящим диджеем. Диджеинг — сложная культура и образ жизни, а не просто свести два трека. Нужно отслушивать материал, нужно диггать пластинки.

Профессия диджея меняется. Благодаря технологиям, диджеев стало больше. Благодаря EDM-культуре, некоторые из них превратились в своего рода рок-звезд. Я представитель немного другой диджейской банды. Мы попроще, а наша задача не в том, чтобы стать популярнее.

Как работает диджейский софт

Специальный аналайзер подбирает темп за тебя. Все что тебе нужно, это загрузить свой плейлист и проанализировать его. Дальше остается только с помощью громкости и частот свести два трека. Можно не иметь чувства ритма, достаточно нажать кнопку Sync.

Конечно, Traktor не выстроит за тебя треки по настроению. Когда диджеинг зарождался, когда в далеких 70-х диджеи в Нью-йорке сводили диско, ценилась не техника сведения. Всегда ценился твой репертуар.

Допустим, ты потратил много усилий, чтобы найти классный трек. Но диджей-конкурент с «шазамом» в руках моментально узнает, что это.

Диджей-конкурент с «шазамом» в руках не узнает редкую пластинку, которая прошла мимо всех цифровых носителей и цифровых лейблов. А если мне прямо сильно захочется, я оторву яблоко — и ты никогда не узнаешь, что я ставлю.

Винил или цифра

Выбор есть у каждого. Я не так давно вернулся к винилу. Я всегда был тесно связан с пластинками, потому что все хипхоп-диджеи с вертушками «на ты». Мы скретчили, мы знали, для чего кроссфейдер — и так далее. Цифровая эра настала в середине нулевых. Я жалею, что не увлекался в тот момент электроникой, потому что многие тогда начали отказываться от пластинок в пользу цифры и распродавать свои коллекции. У тех, кто купил эти записи, теперь на руках козыря.

Что везет с собой диджей на гастроли

Раньше диджей возил чемодан пластинок. Сейчас, если ты не играешь с винила, то ты положил флешку в карман, взял наушники и поехал. Флешка вставляется в CD-проигрыватель и можно играть.

Важно ли уметь чисто сводить

Это безусловно важно. С другой, в шероховатости и неидеальности порой заключается самый сок.

Если говорить про брак при сведении — у меня бывают «кони» (когда треки не свелись и возникла каша из ударных, напоминающая скачущих лошадей — прим. ред), у крутых привозных диджеев бывают «кони», это неважно. Понятное дело, если ты их будешь держать три минуты, то это плохо. Но если ты их зафиксировал, подправил, то ничего страшного нет.

Я перестал записывать цифровые миксы или подкасты. Они записаны с пластинок дома, очень часто — с первого-второго тейка. И из-за неровностей, которые в них присутствуют, я реально стал любить свои миксы — потому что они живые.

Спрос на винил

Он растет — и не только из-за диджеев. Просто люди стали ценить винил. Пластинка — она шероховатая и потертая, как человеческая жизнь.

Конкуренция среди диджеев

Конкуренция выражается в том, как ты подбираешь музыку, как выстроишь свой сет, как ты его преподнесешь, будешь сводить долго и аккуратно или будешь быстро вбрасывать треки.

Помогает ли впоследствии опыт диджеинга сочинять музыку

Конечно. Ты пропускаешь через себя много музыки и начинаешь лучше ее понимать и чувствовать. Поэтому хороший диджей может стать крутым продюсером.

Как работают лейблы и кого они издают

В андерграундной среде артисты очень часто попадают на лейблы по принципу «из рук в руки» — кто-то подсказал, посоветовал. Есть лейблы, которые на soundcloud специально указывают: мы не слушаем демо-записи, не присылайте. Лейблы помельче, наоборот, готовы отслушивать демо — можно прислать и выпуститься.

Чем именно занимается лейбл — отбирает материал. Решает, подходит ли его стилистика, его качество. Дальше нужно сделать мастеринг. А если это виниловый лейбл — то еще напечатать и продать.

Если лейбл выпускает «цифру», то у него больше релизов и меньше избирательности. Выпускаясь только на цифре, можно затеряться. Винил очень часто издается небольшим тиражом и никому не приносит сверхдохода. Зачем его тогда издают? Ради идеи, ради вклада в культуру.

Переверните устройство